Монополия является противоположностью конкуренции. Само слово «монополия» происходит от греческого «monopolien» - единственный продавец. Это ситуация, когда отдельная фирма или предприятие являются единственным производителем товара, не имеющим заменителя, и вследствие этого могут контролировать выпуск товаров всей отрасли. Такое предприятие или фирму называют монополистом.
Интересны взгляды А. Маршалла относительно объективного (двоякого) подхода к оценке роли производственных монополий. А. Маршалл, выделив, с одной стороны, негативные для общества последствия деятельности данных монополий, с другой - дал представление о позитивной роли монополистов для общества в связи с их заботой о развитии производства и удовлетворении интересов потребителей.
Такая интерпретация двуединой характеристики монополий А. Маршалла сыграла определенную роль в формировании взглядов на монополию ученых западной экономической мысли. Стараясь сохранять объективность, многие известные экономисты уделяли внимание и анализировали в своих исследованиях и негативные, и позитивные стороны в деятельности монополистических предприятий. Таким образом, явление монополии становилось многогранным и все более емким по содержанию. Свидетельством этому являются работы американского экономиста Дж.Б. Кларка «Проблемы монополий» (1901) и «Сущность экономической теории» (1907), который в круг монополий, играющих все более важную роль в экономической жизни развитых стран, наряду с производственными фирмами впервые включил и профсоюзы. Производственные монополии Дж.Б. Кларк считал носителями технического прогресса, а характеристику монополий как средства грабежа и тормоза прогрессивных изменений в технике и технологии фактически целиком относил к профсоюзам.
Понятие чистой монополии обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Эффективность использования оборотных средств на предприятии и пути ее повышения
Непременным
условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является
наличие оборотных средств (оборотного капитала).
От
состояния оборотных капитала зависит успешное осуществление производственного
цикла предприятия, иб ...
Сравнение территориально-отраслевой структуры хозяйства Москвы и Санкт-Петербурга
Общественная и экономическая деятельность нуждается в
территориальной организованности, что обеспечивается функциональными связями
между поселениями разного ранга, типа и территориального влияния. Характер этих
связей говорит о функциях и роли р ...