Заключение
В современных условиях конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений. Она является основой или точкой отсчета в понимании способа функционирования рынка, показывая, как конкурентные фирмы, движимые мотивом прибыли, отвечают на изменения цен на их продукцию и используемые факторы производства. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.
Проблема конкурентоспособности белорусских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.
Особую проблему представляют собой естественные монополии. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Приложение 1
Таблица 1.1 - Характерные черты основных моделей рынка
Характерная черта |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
монополистическая конкуренция |
олигополия |
монополия | ||
Число фирм в отрасли |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип товара |
Одинаковые изделия |
Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая) |
Одинаковые или различные изделия |
Уникальный товар, не имеющий заменителей |
Доля рынка |
Очень небольшая |
Небольшая |
Значительная |
Контролирует 100% продаж |
Возможность влиять на цены товаров |
Отсутствует |
Существует в узких рамках |
Большая |
Максимальная |
Барьеры для входа в отрасль |
Отсутствуют |
Существуют, и сравнительно легко преодолеть |
Существуют, и преодолеть их трудно |
Существуют, и преодолеть их часто невозможно |
Примеры |
Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. |
Металлургиче-ская, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д. |
Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки, нефтеперерабатывающая промышленность) хозяйство |
Анализ и оценка эффективности использования основных средств (на примере УП Гомельское отделение Белорусской железной дороги)
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого
производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные
результаты хозяйственной деятельности предприятий. Развитие рыночных отношений
предполагает конкурентну ...
Актуальность концепции устойчивого развития для Российской экономики
Актуальность проблемы устойчивого развития экономики заключается в том,
что в условии ограниченности ресурсов невозможно удовлетворить все возрастающие
потребности человечества, что в дальнейшем может привести к неустойчивому состоянию
не только ...