В отличие от большинства постсоциалистических республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10%. [11, с. 143]
После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики.
Среди факторов экономического роста на данном этапе нужно, прежде всего, выделить прямые факторы, а именно, существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.
В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые из этих преимуществ будут постепенно исчезать. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.
Изначально стратегия роста имела положительные эффекты. Экономическому росту способствовали такие факторы как стимулирование занятости и внутреннего потребления, что, до некоторой степени, смягчило эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году. Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (смотреть рисунок 3.1).
В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики - повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Таким образом, на протяжении последних 5 лет (кроме кризисного 2009 г.) наблюдается стабильный и поступательный рост валового внутреннего продукта. Необходимо отметить, что по итогам 9 мес. 2010 г. эксперты Международного валютного фонда пересмотрели прогноз роста ВВП Беларуси в текущем году в большую сторону - с 2,4% до 7,2% (таблица 3.1).
Управление затратами на предприятии
Рыночная
цена товара составляет А=350рублей, Б=490рублей. Используя таркет-маркинг
рассчитать полную себестоимость товаров, обосновав технические решения. Решения
представить в таблице.
Таблица
1 - Исходные данные
№ п/п
...
Теоретические основы социальной политики и механизмы её реализации в Республике Беларусь
Одна
из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита
населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и
то ...