Приоритетами КДР-2020 являются:
полное и надёжное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают:
меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);
повышение эффективности управления государственной собственностью;
введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;
стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
При выборе эффективной модели функционирования нефтегазового сектора возникает проблема повышения его восприимчивости к новым технологиям и их комплексному и системному применению. Важен и вопрос появления таких технологий - разрабатывать их самим, если да, то какие и как; если заимствовать, то, как и в какой форме? Россия выбрала путь заимствований - несмотря на наличие множества разработанных российскими учеными и инженерами технологий и технических систем для их реализации, основные технологии, а также, как правило, наиболее критичные виды оборудования закупаются за рубежом.
Сырьевой сектор экономики имеет ряд особенностей, отличающих его от других отраслей. Во-первых, это высокая капиталоемкость проектов освоения и использования природных ресурсов, особенно стратегических (нефти, газа, урана, полиметаллов и пр.). Во-вторых, длительные сроки реализации проектов. В-третьих, усложнение техники и технологии поисков, разведки, освоения, добычи и переработки полезных ископаемых. В-четвертых, значительное влияние институциональных условий (нормы, правила и процедуры освоения минерально-сырьевых ресурсов и их последующего использования).
В настоящее время система недропользования в России ориентирована на предоставление прав пользования недрами, а не на их эффективное освоение. С одной стороны, условия пользования недрами должны учитывать особенности их освоения и специфику ситуации в нефтегазовом секторе и экономике страны в целом, а с другой - способствовать формированию горизонтальных связей с остальной экономикой.
Необходим комплекс мер стимулирующего характера по привлечению частных инвестиций в сферу воспроизводства ресурсной базы и освоения недр. По мере ухудшения экономической ситуации и условий освоения недр в большинстве стран институциональный режим недропользования становится более либеральным. В России же доступ к недрам усложняется и все больше бюрократизируется, например, введение в практику понятия «стратегическое месторождение» (в итоге около 70% ресурсной базы добычи нефти оказалось отнесено к данной категории), а также лицензирование доступа к недрам на основе программ. Такие меры создают серьезные барьеры для малых и средних независимых и инновационных компаний и усугубляют действие отмеченных выше негативных факторов.
С точки зрения создания системы горизонтальных связей очень важно сформировать эффективный специализированный сервисный сектор. Объем услуг и работ, выполняемых сервисными компаниями, превышает 15 млрд. долл. в год. В то же время инновационные компании (имеющие уникальный опыт и технологии) не могут попасть на рынки соответствующих видов работ из-за исторического закрепления последних за сервисными подразделениями крупных вертикально интегрированных компаний (около 60% рынка сервисных работ в нефтяной отрасли страны).
Сущность теории длинных волн Н.Д. Кондратьева
Экономический рост - это не плавный, равномерно
совершающийся подъем. В движении общественного производства есть годы, когда
рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы -
медленнее, иногда происходит даже спад. Регуляр ...
Анализ производственной деятельности ООО Лесва во внутригородских перевозках в городе Санкт-Петербурге
перевозка внутригородской маршрут подвижной
Переход к рыночной экономике требует от транспортных
предприятий повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности
продукции и услуг, на основе внедрения достижений научно-технического прогресс ...