Прибыль от продажи товарной продукции определяется такими факторами, как изменение объёма реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырьё, материалы и комплектующие, топливо, тарифов на энергию, перевозки, заработную плату и т.п.
В наиболее общем виде расчёт прибыли от реализации продукции (Пр) можно представить в таком виде
Gh = Dh - Ch - He - Hr (3.1)
где Вр - выручка от реализации (без НДС и акцизов);
Ср - себестоимость реализованной продукции;
Ру; Рк - управленческие и коммерческие расходы.
Для оценки факторов, влияющих на сумму прибыли от продаж, составим аналитическую таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Факторный анализ прибыли от продажи продукции
Показатели |
Прошлый год |
Отчётный год |
Изменения | |
тыс. руб. |
% | |||
1. Выручка от продаж |
432572 |
517784 |
85212 |
19,7 |
2. Себестоимость проданной продукции |
414240 |
580929 |
166689 |
40,2 |
3. Валовая прибыль |
18332 |
-63145 |
-81477 |
-444,5 |
4. Коммерческие расходы |
7375 |
7977 |
602 |
8,2 |
5. Управленческие расходы |
12783 |
17151 |
4368 |
34,2 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
-1826 |
-88273 |
-86447 |
4734,2 |
Как видно из данных таблицы прибыль от продаж сократилась в отчётном году на 86447 тыс. руб. (см. также табл.3.1.) или в 47,3 раза. Это изменение произошло в результате увеличения выручки от продажи продукции и использования дополнительных ресурсов на производство продукции.
. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж составило:
ΔПр1 = Пр0 (Iр - 1) = - 1826 (517784/432572 - 1) = = - 1826 (1, 197 - 1) = - 3597 тыс. руб.
где: ΔПр1 - изменение прибыли за счёт изменения выручки от продажи продукции.
Пр0 - прибыль от продажи в базисном периоде.
Iр = Вр1/Вр0 - индекс изменения объёма продаж, определяемый отношением выручки отчётного и базисного периодов.
. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж.
ΔПр2 = С0 ´ Iр - С1 = 414240 ´ 1, 197 - 580929 = - 85088,2 тыс. руб.
где С0, С1 - себестоимость продукции базисного и отчётного периода.
. Влияние изменения уровня коммерческих расходов от продаж:
ΔПр3 = Рк0 ´ Iр - Рк1 = 7375 ´ 1, 197 - 7977 = 850,8 тыс. руб.
где Рк0, Рк1 - коммерческие расходы базисного и отчётного периода.
. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж:
ΔПр4 = Рц0 ´ Iр - Рц1 = 12783 ´ 1, 197 - 17151 = - 1849,9 тыс. руб.
. Сумма факторных отклонений даст общее изменение прибыли от продажи за анализируемый период:
ΔПр = ΔПр1 + ΔПр2 + ΔПр3 + ΔПр4 = = - 359,7 - 85088,2 + 850,8 - 1849,9 = 86447 тыс. руб.
Таким образом, единственный фактор - незначительный рост коммерческих расходов (меньший в относительном измерении, чем рост объёмов продаж) способствовал росту прибыли от продаж. Изменение остальных факторов повлияла на прибыль отрицательно.
Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
В
конце XX
столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к
рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое
условие развития предпринимательской деятельности.
Главной
особенностью рын ...
Статистический анализ случаев заболевания в РФ анемией. Анализ рынка лекарственных препаратов
Опасность
и нарастающее число случаев заболеваний различными видами анемий в Российской
Федерации неуклонно растет. Согласно определению, анемией следует называть
уменьшение концентрации гемоглобина в объеме крови. Если у женщин в силу
некоторы ...