Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
ü определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
ü оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
ü изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
ü оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. [21, с. 234-235]
Рассмотрим анализ ассортимента и структуры продукции на ОАО «Вилейский комбикормовый завод».
Произведем оценку выполнения плана по ассортименту продукции на основе коэффициента ассортимента (Касс).
Таблица 2.4 - Выполнение плана по ассортименту продукции на ОАО «Вилейский комбикормовый завод»
Вид продукции |
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент выполнения плана, % |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
2009 |
2010 | |||
А (комбикормовая продукция) |
23 215,664 |
26 179,597 |
112,8 |
23 215,664 |
В(мясо и субпродукты 1 категории) |
29,123 |
26,591 |
91,3 |
26,591 |
Итого: |
23 244,787 |
26 206,188 |
112,7 |
23 242,255 |
Источник: собственная разработка на основании объемов отгруженной продукции за 2010 и 2011 года по ОАО «Вилейский комбикормовый завод»
Так как процент выполнения плана по продукции А составил 112,8%, а по продукции В - 91,3%, то объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту составит 23 215,664 и 26,591 соответственно, так как продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. На основании полученных данных произведем расчет коэффициента ассортимента, который определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции
Статистическое изучение показателей прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль
- объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование
регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе
показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же
при ...
Анализ производственно-хозяйственной деятельности на предприятии на примере ЗАО УИ ПДЭС
Обеспечение эффективного функционирования
организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью,
которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного
анализа изучаются тенденции развития, глубоко и си ...