В настоящее время, как правило, каждое автотранспортное предприятие осуществляет перевозку широкой номенклатуры грузов по различным маршрутам (при различной длине езди с грузом), по дорогам различной категории и состояния (различная техническая скорость), при широком диапазоне изменения времени простоя под погрузочно-разгрузочными работами и использования пробега.
Определенное сочетание условий организации перевозок требует использования определенной модели подвижного состава, которая обеспечивает максимальную производительность и минимальную себестоимость перевозок. Многомарочность парка подвижного состава автотранспортного предприятия повышает эффективность транспортного процесса, одновременно приводит к усложнению и удорожанию содержания, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Учитывая, что подвижной состав автотранспортного предприятия состоит из суммы подвижного состава транспортных комплексов, входящих в автотранспортное предприятие, а последние организуются не случайно, а с определенной целью для перевозок определенных грузов в конкретных условиях, подвижной состав должен отвечать этим условиям.
В конкретных условиях выполнения перевозок на выбор типа подвижного состава оказывают влияние свойства груза и требования, предъявляемые к его защите от воздействия внешних факторов, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ, дорожные условия и другие. После выбора типа подвижного состава при наличии у перевозчика нескольких моделей автотранспортного средства данного типа необходимо выполнить расчет затрат. Наименьшие затраты будут соответствовать лучшей модели автотранспортного средства для выполнения данных перевозок.
Схема влияния внешних условий на выбор типа подвижного состава для перевозки грузов представлена на рис. 32.
Рис. 32. Схема выбора подвижного состава для перевозки грузов
Анализ схемы выбора подвижного состава и критерии грузопотока, получаем следующие требования к автотранспортным средствам:
грузоподъемность подвижного состава - малая;
тип кузова - фургон;
тип подвижного состава - специализированный.
Основным требованием к подвижному составу, учитывая организацию работы транспорта по централизованной схеме, является выполнение следующих зависимостей: грузоподъемность подвижного состава больше или равна партии груза, либо грузовместимость подвижного состава кратна партионности груза.
На практике существует два основных метода выбора подвижного состава (рис. 33.)
Рис. 33. Пути выбора подвижного состава
В своей работе мы будем использовать сравнительный анализ по обобщенному показателю.
Сначала определяется набор показателей по которым предполагается оценивать подвижной состав. К примеру возьмем три автомобиля фирм - Mercedes, MAN и КамАЗ (см. табл. 12).
Таблица 12. Исходные данные для выбора типа подвижного состава
Показатели |
Автомобиль | ||
Mercedes |
MAN |
КамАЗ | |
Стоимость, тыс. руб. |
2000 |
1800 |
574 |
Расход топлива, л/100 км |
35 |
32 |
42 |
Макс. скорость, км/ч |
110 |
110 |
100 |
Ресурс, тыс. км |
1500 |
2000 |
400 |
Все четыре рассматриваемых в таблице критерия имеют несопоставимые по абсолютному значению единицы измерения, поэтому их абсолютные значения необходимо представить в относительном виде.
Для каждого показателя выберем наилучшее из всех вариантов значение и примем его за единицу. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения данного показателя по сравнению с наилучшим, как это показано в табл. 13.
Таблица 13. Расчетные данные для выбора типа подвижного состава
Показатели |
Автомобиль | ||
Mercedes |
MAN |
КамАЗ | |
Стоимость, тыс. руб. |
0,29 |
0,32 |
1,00 |
Расход топлива, л/100 км |
0,91 |
1,00 |
0,76 |
Макс. скорость, км/ч |
1,00 |
1,00 |
0,91 |
Ресурс, тыс. км |
0,75 |
1,00 |
0,20 |
Технико-экономическое обоснование разработки газового месторождения
Система
газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от
надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее
нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль
занимает ...
Теоретико-экономические основы мотивации труда
В условиях перехода России к системе рыночного хозяйствования
в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны
существенно меняется и политика в области оплаты труда.
Вопросы труда и его оплаты были и будут актуальны п ...