Одной из важнейших задач при расчете затрат доставки грузов является составление оптимальных маршрутов движения подвижного состава. Маршрутизацией перевозок называется составление рациональных маршрутов движения автомобилей, обеспечивающих сокращение непроизводительных холостых пробегов в целом по подвижному составу. Задача составления рациональных маршрутов является особенно актуальной при перевозках массовых грузов.
При составлении маршрутов возможны два подхода к организации работы:
за каждым поставщиком закрепляется группа автомобилей, которые работают по маятниковым маршрутам;
автомобили не закрепляются за поставщиками, и маршрут может проходить через разные пункты погрузки и разгрузки, в этом случае возможно сокращение суммарного пробега автомобиля за счет использования рациональных кольцевых маршрутов.
Задачи маршрутизации делятся на задачи маршрутизации помашинных отправок и задачи маршрутизации мелкопартионных перевозок.
При помашинных перевозках каждый отдельный автомобиль загружается в адрес только одного потребителя.
При мелкопартионных перевозках ПС, загрузившись у одного отправителя грузов, должен развезти груз нескольким получателям, разгружая у каждого из них определенное количество груза. В этом случае имеет место развозочный маршрут. Если необходимо объехать несколько пунктов и в каждом из них загрузить некоторое количество груза, а затем завезти его потребителю, то такой маршрут называется сборочным. Если автомобиль одновременно развозит и собирает мелкие партии груза, маршрут называется развозочно-сборочным.
Как правило, мелкопартионные перевозки выполняются при обслуживании организаций торговли и бытового обслуживания. На этих перевозках занято около 50% грузового парка автомобилей, но на их долю приходится всего около 2% грузооборота. Для мелкопартионных перевозок характерны следующие особенности, которые необходимо учитывать при их планировании:
время выполнения погрузочно-разгрузочных работ существенно превышает время движения;
время движения зависит от загруженности транспортных магистралей, по которым проходит маршрут движения;
существенное значение имеет своевременность и гарантированность доставки груза;
на время выполнения перевозок могут накладываться ограничения, связанные с требованиями соблюдения экологических и шумовых норм.
В процессе планирования развозочно-сборочных маршрутов возникает необходимость построения маршрута таким образом, чтобы не превышалась грузовместимость автомобиля, при этом последовательность объезда пунктов должна быть выбрана так, чтобы суммарный пробег по маршруту был минимальным. Следует также учитывать необходимость максимального использования грузовместимости автомобиля и стремиться к выполнению перевозок минимальным количеством подвижного состава.
Задачи планирования мелкопартионных перевозок относятся к классу задач дискретной оптимизации (в прикладной математике они называются конечными оптимизационными задачами, то есть такими задачами, в которых конечность множества допустимый решений позволяет считать их всегда разрешимыми, так как можно перебрать все решения и выбрать лучшее из них). Однако полный перебор вариантов часто нереален из-за слишком большого множества допустимых решений. Например, задача объезда десяти пунктов на маршруте имеет 3 628 800 вариантов решения. Выбор методов решения задач маршрутизации мелкопартионных перевозок представлен на рис. 34.
Рис. 34. Методы маршрутизации мелкопартионных перевозок
Составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира, или алгоритм дворника-стеклоочистителя (см. рис. 35). Зададим положение потребителя материального потока в полярной системе координат. Полюс системы - точку 0, разместим в месте дислокации распределительного склада. Выберем первоначальное нулевое положение полярной оси φ=0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ, который образован полярной осью, т.е. лучом, исходящим из точки 0 и направленным на потребителя.
Цифрами на рисунке изображены потребители материального потока
Рис. 35. Декомпозиция транспортной сети при составлении маршрутов развоза (метод Свира)
Эффективность производства и технический прогресс
Факторами размещения производительных сил принято считать совокупность
пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств (оцениваемых
отраслевыми технико-экономическими показателями), правильное использование
которых обеспечивает на ...
Анализ изменения справедливой стоимости компании на примере Yandex N.V.
Определение
справедливой стоимости компании - один из дискуссионных вопросов, проблематика
которого определяется преследуемыми оценщиком целями. Различия в результирующих
показателях весьма значительны в силу использования разных методик. Тем не ...