Развитие конкурентных отношений тесно связано с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.
По степени развития конкурентности различают рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
Итак, существует четыре основных типа рынка:
. рынок совершенной конкуренции, при котором на каждую фирму приходится небольшая часть рынка;
. рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;
. рынок олигополии, на котором небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;
. рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.
На рынке совершенной конкуренции функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии - почти полная.
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
. количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
. характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
. наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
. степень доступности экономической информации.
В Приложении А приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.
В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки одежды, или различные виды косметики).
Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легко преодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же, чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Анализ основных фондов
Актуальность
выбранной темы состоит в том, что производственно-хозяйственная деятельность
организаций обеспечивается не только за счет использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и
ма ...
Статистический анализ точности и стабильности технологического процесса производства хлеба
Статистические
методы управления качеством продукции обладают в сравнении со сплошным
контролем продукции таким важным преимуществом, как возможность обнаружения
отклонения от технологического процесса не тогда, когда вся партия деталей
изготов ...