Стратегия организации - это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а, следовательно, формирует образ мышления.
К 90-м годам произошел переход к стратегическому менеджменту, который определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих задачи долгосрочного развития, и мероприятия, обеспечивающие адекватное реагирование на изменяющиеся условия внешней среды и, при необходимости, корректировку целей (задач общего развития предприятия).
Стратегический менеджмент является средством сделать бизнес компании более успешным, получать большую прибыль и увеличить стоимость самой компании.
Целостное понимание стратегического планирования в системе менеджмента как сегмент управленческой мысли предполагает рассмотрение понятия «стратегического планирования», сформулированного в рамках общего менеджмента.
Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности организации на длительный период.
Степень актуальности стратегического планирования в современной России можно косвенно оценить по уровню спроса российских компаний на соответствующие консалтинговые услуги.
Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России, включая машиностроение и металлообработку, нефтяную и нефтегазовую промышленность, фармацевтику, строительство, сельское хозяйство, связь, банки и другие, показывают, что стратегическое планирование сегодня является уже весьма актуальной проблемой российского бизнеса.
Обобщая отношение предприятий к этой проблеме, ее можно поставить на пятое место по значимости после проблем финансового характера (включая проблемы привлечения инвестиций и оптимизации налоговых платежей), юридического характера, проблем развития информационных технологий и проблем оценки собственности и бизнеса.
Объем платных услуг по вопросам стратегического планирования, оказанных российским предприятиям в период с 1 января 2007 года по 30 июня 2008 года, оценивается в 377 млн. рублей.
Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 100 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий как в России, так и за рубежом.
Основы теории стратегического планирования в условиях регулируемой рыночной экономики разработаны Н.Д. Кондратьевым в ряде работ 1920-1928гг. и нашли воплощение в разработанном под его руководством проекте перспективного плана развития сельского хозяйства России.
Н.Д. Кондратьев сформулировал основные условия эффективной организации плановой работы. К ним относятся:
сочетание генерального (перспективного) плана с более детализированными (годичными) планами;
опора при построении перспективного плана по стране в целом на детально разработанные планы в регионах;
демократический характер планирования опирается на инициативу и самодеятельность населения и товаропроизводителей;
разработанный перспективный план может периодически корректироваться и уточняться с учетом меняющихся условий производства и рынка;
перспективное планирование требует высокой научной и профессиональной квалификации занимающихся этим кадров.
Существенными для становления методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литтл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро.
Анализ и оценка основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Изучение
явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ
представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части
(элементы) с целью изучения их внутренней сущности.
Однако
анализ не может дать полного п ...
Анализ и планирование показателей по труду и заработной плате
экономический показатель заработная плата труд
Современный
этап научно-технического развития привел к качественному изменению роли
человека в торговле, превратив его в решающий фактор развития последней.
Объективные тенденции развития торговых ор ...