Следующая наша задача - определить, по каким статьям может производить платежи тот или иной ЦФО. Соотнесение статей выплат с ЦФО позволяет избежать нерационального использования денежных средств.
После определения статей выплат и привязке их к ЦФО желательно установить лимиты платежей по каждой из статей. Основанием для их определения могут служить суммы, ранее прошедшие по соответствующим статьям за определенный период времени.
Три основных документа системы управления платежами - заявка на оплату, реестр платежей и выписка с расчетного счета. Схема прохождения данных документов представлена на рисунке 3.2. На самих документах остановимся подробнее.
Рис. 3.2 Схема управления платежами в ООО «ЕвроДор»
Заявка на оплату. Заявка на оплату - это базовый документ в системе управления платежами, на основании которого формируются все остальные документы. В заявке обязательно указываются: наименование получателя денежных средств, сумма к выплате, предмет оплаты, основание, ЦФО, статья выплат, дата оплаты, приоритет платежа. Документ заверяется руководителем ЦФО, он же инициирует платеж.
Крайне важно установить приоритеты платежей, определить, какие заявки будут исполняться в первую очередь при недостатке денежных средств (табл. 3.9).
Таблица 3.9 - Приоритетность платежей
Приоритет |
Платеж |
1 |
Платежи по кредитам и займам |
2 |
Налоговые платежи |
3 |
Платежи по заработной плате |
4 |
Экстренные платежи, связанные с угрозой остановки торговой деятельности |
5 |
Платежи по заранее согласованным графикам |
6 |
Прочие платежи |
Так, из двух заявок по статье «Ремонт оборудования», одна из которых - на закупку запчастей для планового ремонта, который начнется через неделю, а вторая - на приобретение детали, без которой стоит производство, больший приоритет имеет вторая заявка. Информацию о приоритетах платежей следует довести до сведения руководителей ЦФО, чтобы не оставалось сомнений, какие счета оплатят в первую очередь. Также рекомендуется написать короткую, не более одной страницы формата А4, инструкцию о порядке заполнения заявки на оплату.
Реестр платежей. Реестр платежей (табл. 3.10) содержит перечень заявок, подлежащих исполнению на определенную дату в пределах имеющихся денежных средств (остатки на расчетных счетах или с учетом планируемых поступлений по информации отдела продаж).
Реестр утверждается генеральным директором. Целесообразно решить вместе с ним, следует ли утверждать реестр у главного бухгалтера - это зависит от ситуации, сложившейся на предприятии.
Плюсы утверждения реестра у главного бухгалтера - минимизация налоговых рисков, поскольку главбух оценивает сделку прежде всего с точки зрения налогового законодательства, а также гарантия сбора первичных документов (актов, счетов-фактур) - при их отсутствии платежи обычно не производятся. Основной минус - потеря времени и претензии со стороны бухгалтерии в случае неправильного оформления первичных документов, хотя эта работа обычно не входит в компетенцию ФЭС.
Финансово-хозяйственная деятельность ОАО Гомельстекло
Актуальность темы заключается в том, что объем производства и
реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях
ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое
место выдвигается объем производст ...
Технико-экономическое обоснование разработки газового месторождения
Система
газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от
надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее
нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль
занимает ...