Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий. Персональные данные пользователей
Анализ затрат предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.
Мотивация и стимулирование - это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы.
Таким образом, управление затратами - это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.
Основными принципами управления затратами на предприятии являются:
методическое единство на разных уровнях управления затратами;
управление затратами на всех стадиях жизненного цикла товара;
сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
взаимозаменяемость ресурсов;
внедрение эффективных методов снижения затрат;
совершенствование информационного обеспечения о затратах;
повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.
Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. Эффективность управления затратами на предприятия во многом зависит от уровня организации системы управления затратами. В связи с этим нами была осуществлена экспертная оценка текущего состояния этой системы на сельскохозяйственных предприятиях АР Крым разных организационно правовых форм (табл. 1). Такой выбор объясняется тем, что в предприятиях различных организационно-правовых форм по-разному организована система управления, и, как следствие, - система управления затратами.
Уровень организации системы управления затратами на исследуемых предприятиях был оценен нами путем расчета интегрального показателя, включающего десять составляющих, позволяющих комплексно оценить все составляющие системы по десятибалльной шкале. Кроме того, каждая составляющая интегрального показателя характеризуется дополнительно коэффициентом значимости в зависимости от степени, в которой она определяет величину интегрального показателя.
Администрация предприятия сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как увязать с центрами ответственности. С другой стороны, центр ответственности осуществляет контроль за затратами по многим местам возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности.
В основе формирования центров ответственности хозяйствующего субъекта должны лежать следующие принципы [3]:
в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения накладных расходов;
во главе каждого центра ответственности должно находиться лицо, ответственное за уровень затрат;
степень детализации затрат должна быть достаточной для проведения анализа, но не избыточной. В противном случае положительный эффект от внедрения данной системы может быть полностью перекрыт отрицательным эффектом вследствие значительного роста трудоемкости ведения учета и возникшими в связи с этим затратами.
Нормативные базы должны стать основой системы управления затратами на производственных предприятиях различных организационно-правовых форм. В настоящий момент для большинства предприятий характерна ситуация, при которой там существуют и действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы, при этом отмечается ряд недостатков в их функционировании.
Отставание нормативных баз во многом обусловлено сложившейся в условиях экстенсивной экономики децентрализованной формой их организации, при которой наиболее ценная часть нормативных баз - массивы нормативно-справочной информации формируется и корректируется несколькими специализированными группами, находящимися в составе и административном подчинении каждого функционального отдела управления (технологического, энергетического, планово-экономического и др.) и не связанными общей программой.
Анализ и оценка эффективности использования основных средств (на примере УП Гомельское отделение Белорусской железной дороги)
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого
производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные
результаты хозяйственной деятельности предприятий. Развитие рыночных отношений
предполагает конкурентну ...
Стратегия восстановления платежеспособности
Современная
экономическая стратегия удвоения валового внутреннего продукта России к 2010
году предполагает, прежде всего, существенный рост промышленного производства.
Однако, кроме кардинального обновления устаревших основных фондов предприятий ...