Организационная структура управления предприятием - это упорядоченная совокупность органов, управляющих его деятельностью и находящихся в определённой взаимосвязи и соподчинении. На неё существенное влияние оказывает отраслевая принадлежность предприятия, его объём и номенклатура производства, применяемые технологические процессы и уровень их механизации, специализации и комбинирования и многие другие факторы.
Каждое из структурных подразделений управляемой системы (предприятие, цех, участок) представляет собой звено производства. Совокупность ряда звеньев, находящихся на определённом уровне промышленного производства, образует ступень производства.
В организационной структуре управления предприятием находит своё отражение минимально необходимое количество ступеней и звеньев управления, взаимосвязанных между собой. Правильно построенная структура является экономичной и создаёт предпосылки для оперативности управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений предприятия.
На предприятиях организационная структура формируется исходя из состава, содержания и трудоёмкости выполнения общих и специальных функций управления.
Для управленческой деятельности на предприятиях создаётся аппарат управления, подразделяемый на линейный (директор, начальник цеха, мастер) и функциональный (все остальные работники аппарата). Совокупность линейных и функциональных служб (отделов, исполнителей и т.д.) предприятия и образуют структуру управления. Схема организационной структуры аппарата управления предприятием имеет пирамидальную форму - содержит несколько уровней управления в порядке подчинённости. Иерархическое строение характерно как для линейного управления (директор - начальник цеха - мастер), так и для функционального (например, по функциям управления конструкторской подготовкой производства на машиностроительном предприятии: главный инженер - главный конструктор - начальник отдела - руководитель группы, проекта).
Иерархическое построение аппарата управления предприятием в порядке подчинённости, как и его структурных подразделений, взаимосвязано с масштабами управления (подчинённости, полномочий), централизацией и децентрализацией соответствующих функций.
От объёмов полномочий зависит степень централизации и децентрализации управления. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий или их сравнительно малым объёмом. Децентрализация управления предприятием (фирмой, компанией) является главной целью делегирования полномочий. Её необходимость возникает, когда размеры управления слишком велики, и сам процесс включает в себя передачу определённых функций нижестоящим руководителям (главным, ответственным исполнителям). При этом передаваться могут лишь полномочия, а старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия своих подчинённых.
Выделяют следующие элементы организационной структуры управления: состав функций управления, численность работников по каждой из них, профессионально-квалификационный состав работников аппарата управления и самостоятельных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними, централизация (децентрализация) управления, информационные взаимосвязи. Необходимо также отметить, что структура управления предприятием в зависимости от наличия ступеней управления подразделяется на бесцеховую, цеховую, корпусную и филиальную.
При дальнейшем совершенствовании организационной структуры аппарата управления предприятием необходимо обращать внимание на важность всемерного повышения эффективности работы управленческого персонала, более чёткого разграничения прав и обязанностей между его органами, на необходимость упразднения излишних звеньев, устранения дублирования и параллелизма в работе, улучшения организации и технической оснащённости управленческого труда. На каждом предприятии необходимо добиваться оптимального соотношения работников, занятых в производстве и управлении, существенно упрощать и удешевлять аппарат управления, снижать расходы, связанные с его содержанием.
Организационная структура ОАО «Новый век» приведена в приложении 2 (Схема - Организационная структура ОАО «Новый век»).
Общая структура предприятия - комплекс производственных подразделений предприятия. Она характеризуется их количеством, взаимосвязью, соотношением объема выполняемых работ ( оказываемых услуг) численностью занятых работников, стоимостью средств труда , территориальным размещением и другими параметрами.
Под производственной структурой предприятия понимается состав входящих в него цехов, служб и других подразделений, формы связи между ними. Она находится в постоянной зависимости:
Статистические методы анализа оборотных фондов
В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой
выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и
анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня
жизни населения. В р ...
Анализ ликвидности баланса предприятия
Ликвидность
- легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в
денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.
Ликвидность
- способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя
фиксир ...