Современные производители транспортных услуг постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования транспортного процесса. В условиях рыночной экономики эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что потребители транспортной продукции стремятся приобрести услугу высокого качества, но по минимально низкой цене. В связи с этим организаторы перевозок постоянно решают проблемы:
· с одной стороны - повышение эффективности транспортного процесса, увеличение производительности подвижного состава и снижение себестоимости транспортной продукции;
· с другой стороны − обеспечение качества и надежности транспортных услуг, куда потребители относят: скорость и устанавливаемые сроки доставки, партионность подач в соответствии с пожеланиями заказчика, сохранение количества и потребительских качеств товара при транспортировке.
Кроме того, для поддержания уровня конкурентоспособности предприятие должно обеспечить соответствие тарифов качеству представляемых услуг, расширение ассортимента услуг, предлагаемых заказчику.
Задача выбора типа и модели транспортного средства решается на разных уровнях управления:
на стадии проектирования - конструкторами НИИ и автомобильных заводов исходя из прогноза развития спроса на подвижной состав;
на стадии заказа - при планировании транспортного обеспечения
крупных народно-хозяйственных задач специалистами из министерств и ведомств, заказчиками строительства (крупной народно-хозяйственных задачи);
при формировании автопредприятий;
на стадии заключения договоров на организацию транспортного обслуживания - специалистами автопредприятий.
В данной разделе рассматриваются вопросы выбора подвижного состава на уровне специалистов автотранспортного или транспортно-экспедиционного предприятия, а именно:
- выбор типа и модели транспортного средства и его технических характеристик для выполнения конкретной перевозки;
- определение структуры автопарка в соответствии с перспективой развития спроса на транспортные услуги.
Эффективность использования автотранспортных средств во многом зависит от соответствия грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава, его эксплуатационных качеств конкретным условиям эксплуатации.
Все условия эксплуатации можно классифицировать по группам:
транспортные: объем перевозок, род и характер груза, срочность и дальность перевозок, условия загрузки и разгрузки;
организационно-технические: режим работы подвижного состава, среднесуточный пробег, условия хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, формы организации работы подвижного состава на линии;
дорожные: состояние дорожного покрытия, пропускная способность дорог, рельеф местности, категория обустроенности;
климатические: зоны умеренного, холодного или жаркого климата.
Современные автомобилестроители, российские в том числе, производят подвижной состав разных типов и моделей, отличающихся между собой как по конструкции, так и по техническим, эксплуатационным и экономическим показателям. Расчеты и опыт эксплуатации показывают, что для перевозки одних и тех же грузов можно использовать подвижной состав разных типов и моделей, которые в одинаковых условиях работы имеют разную производительность, и, что особенно важно, разные эксплуатационные затраты.
Для сравнительного анализа выбранных на первом этапе транспортных средств по обобщенному показателю определяют набор показателей, по которым предполагается оценивать подвижной состав (стоимость подвижного состава, себестоимость перевозок, ресурс по пробегу, производительность, расходы на эксплуатацию и т.д.), затем рассчитывают относительные значения выбранных показателей и их значимость (ранг), после чего относительные значения показателей уточняют с учётом присвоенного им ранга и суммируют по моделям (маркам) подвижного состава. Данный метод получил название «метод ранжирования показателей».
В табл. 17 приведены в качестве примера некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе подвижного состава.
Все они имеют несопоставимые единицы измерения, поэтому абсолютные значения показателей представляют в относительном виде: - для каждого показателя выбирают наилучшее значение и принимают его соответствующим единице.
Анализ и оценка эффективности использования основных средств (на примере УП Гомельское отделение Белорусской железной дороги)
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого
производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные
результаты хозяйственной деятельности предприятий. Развитие рыночных отношений
предполагает конкурентну ...
Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
В
конце XX
столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к
рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое
условие развития предпринимательской деятельности.
Главной
особенностью рын ...