До сих пор анализировалось рыночное равновесие: спрос, предложение, равновесные цены и производство и другие факторы в их взаимосвязи и взаимозависимости, но без одного очень существенного фактора - доходов потребителя. Да, производство в конечном итоге не имеет смысла без потребления. Первое служит второму. Но производство всегда ограничивается покупательскими возможностями людей, что в свою очередь упирается в ограниченность доходов населения. На земле практически нет человека, который не был бы ограничен в своих доходах.
Можно назвать имена двух-трех десятков людей, которые имеют неограниченные возможности покупать. Но ведь их возможности ничем не ограничены с нашей точки зрения, нашего уровня доходов. А если спросить их самих?
Уверен, им тоже не хватает доходов, чтобы удовлетворить все их потребности. Потому что потребности не ограничены. Таким образом, первым фактором, влияющим на потребительский выбор, является бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание.
Вторым по значимости фактором потребительского выбора являются цены. Все товары поступают на рынок уже с определенными ценами, установленными с позиций издержек производства и добавленной стоимости. Однако для облегчения нашего анализа будем исходить из условий совершенной конкуренции, то есть из того, что цены на продукты заданы, они постоянны, а, следовательно, потребители и производители исходят из них как из чего-то данного, положенного.
Очень важным фактором потребительского выбора является субъективное восприятие товара потребителем, или потребительские предпочтения. Человеку свойственно расставлять в определенном порядке свои альтернативные потребности в соответствии с уровнем получаемой полезности. Люди предпочитают именно этот порядок удовлетворения потребностей, так как, по их субъективному мнению, он принесет больше полезности. При этом данный порядок удовлетворения потребностей не вечен. Он может измениться. То есть он транзитивен.
Иначе говоря, полезность одного и того же товара разная для различных покупателей, что очень четко определяет их поведение на рынке.
Совершенно очевидно, какую роль могут сыграть в рыночной судьбе этого сыра те, кто потребительское предпочтение отдает ему (позитивная оценка), и, конечно же, те, кто от него отворачивается, даже не вынося его вида негативная оценка). Значит, потребительский выбор зависит и от потребительского предпочтения.
Три элемента (фактора) определяют потребительский выбор. Названные факторы обусловливают такое поведение потребителя, при котором он должен извлечь максимальную пользу из своего ограниченного бюджета. Распределить расходы по своим потребностям так, чтобы удовлетворить их с максимальной отдачей, то есть максимизировать совокупную полезность потребляемых товаров.
Очевидно, раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он может ограниченное количество продуктов. Но именно из этого ограниченного количества продуктов он и должен извлечь максимальную совокупную полезность.
Иначе говоря, потребительское поведение представляет собой процесс формирования не какого-то мифического, абстрактного спроса, а самого реального и конкретного, который зависит от конкретных доходов потребителя, а следовательно, именно из этого вопроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке.
Безусловно, поведение людей на рынке субъективно. При том, что этот потребитель, конечно же, не чертит кривую своего спроса на соответствующий товар. Но мы исходим из того, что средний потребитель - разумный человек, пытающийся наилучшим образом распорядиться своим доходом. В этом стремлении формируется нечто общее, свойственное среднему потребителю и отсекающее крайние индивидуальные особенности в потреблении.
На таких предпосылках и строится потребительское поведение. Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, то есть он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность, есть то удовольствие или удовлетворение, которое потребители получают от покупаемых товаров или услуг.
Полезность особенна двумя свойствами. Ее в целом невозможно измерить количественно, в то же время в глазах потребителей она обладает свойством порядковой измеримости, то есть различные полезности чисто субъективно могут быть расположены (ранжированы) в порядке их убывания. Для лучшего понимания потребительского поведения она требует более детального анализа.
Необходимо отличать совокупную (общую) полезность, которую получает человек от потребления определенного количества товаров и услуг, и предельную полезность, получаемую от потребления каждой дополнительной единицы товара. Предельная полезность, как уже говорилось, имеет свойство уменьшаться, в то время как общая - возрастать (рис. 2).
Технико-экономические расчеты к проекту отделения по получению оксида европия
Отрасль народного хозяйства, в которой вещества и материалы
создаются главным образом путем химических превращений, называют химической
промышленностью. Последняя подразделяется на ряд отраслей.
Успехи химической промышленности тесно связаны с ...
Анализ изменения справедливой стоимости компании на примере Yandex N.V.
Определение
справедливой стоимости компании - один из дискуссионных вопросов, проблематика
которого определяется преследуемыми оценщиком целями. Различия в результирующих
показателях весьма значительны в силу использования разных методик. Тем не ...