Инновации на предприятиях Республики Казахстан, в течение последних 3-5 лет внедрявших новшества в продукте, технике, технологических процессах, а также в организации производства и структуре управления, носят, как правило, комплексный характер. При этом разные типы инновации были взаимосвязаны по целям и результатам внедрения. Для многих предприятий стали рутинными непрерывные комплексные изменения. И это представляется одной из важных характеристик современного инновационного процесса на уровне предприятий.
Другая общая черта эволюции нововведениий на предприятиях в 90-е годы XX века - резкий поворот внимания руководства промышленных предприятий от технико-производственной сферы к области сбыта, работе с заказчиком, анализу изменений на рынке профильной и смежной продукции. Сегодня цепочка нововведений становится длиннее, нововведения осуществляются на разных уровнях и в разных сферах. Можно сказать, что характерной чертой инновационного процесса стал переход к новому «инновационному циклу» - от технико-технологического к рыночному.
Кроме того, для большинства предприятий типично не одновременное осуществление нововведений, а последовательное вовлечение в инновационный процесс различных сфер деятельности предприятия. Поэтапное внедрение инноваций свидетельствует, с одной стороны, об ограниченности опыта менеджеров, с другой стороны, о боязни потерять управляемость предприятием. Изменяя что-то одно, руководители стараются сохранить на какое-то время неизмененными остальные составляющие деятельности предприятия во избежание риска потерять контроль над предприятием. Именно таким эволюционным путем идет инновационное развитие промышленного производства.
Несмотря на сложность экономической ситуации для большинства предприятий, цели инновационной активности не сводятся к выживанию. Руководители казахстанских предприятий называют следующие цели инноваций: повышение конкурентоспособности (30,1 %), внутренние цели и прибыль (17,5 %), экспансия (27,3 %), выживание(14,7 %) и другие цели(10,5 %).
При существующих различиях по регионам и отраслям выявляются некоторые общие тенденции. Так, предприятия, ставящие целью повышение конкурентоспособности и экспансию, действуют в более жесткой конкурентной среде. Те, кто преследуют цели выживания значительно чаще других, используют зарубежный опыт и разрабатывают бизнес-планы. «Экспансионистские» предприятия, в большей степени, полагаются на опыт своих менеджеров и редко прибегают к внешним консультантам при маркетинговой политике.
Импульсы к инновационной деятельности могут быть внутренними, например, физический износ оборудования, необходимость снизить энергозатраты, традиционное стремление расширить производственные мощности. На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства предприятия, причинами инновации стали институциональные перемены, а именно смена формы контроля над предприятием.
Но любые инициативы, рождающиеся на предприятии, корректируется рыночными ограничениями. Потребности рынка - главный внешний импульс инноваций на предприятиях, будто ответ на потерю традиционных рынков сбыта, поиск своей ниши на конкурентном рынке, выявление новых рыночных возможностей. Если генерируемые изнутри инновации, чаще всего, являются процессными, то ориентация предприятии на рынок толкает их на продуктовые инновации.
В тоже время инновации могут инициироваться внешними причинами нерыночного свойства - общественными потребностями, в широком смысле, которые выражаются в социальной политике государства или выступлениях общественных движений.
Открытие казахстанского рынка стимулировало повышение качества и расширение ассортимента продукции, заставило продавать ее по более низким ценам, чем импортные аналоги. Возросла конкуренция, и со стороны мелких производителей, чья продукция более дешевая, но менее качественная. Импортозамещение стало типичным направлением продуктовых инноваций для многих предприятий.
Машиностроительные предприятия, выпускающие промежуточную продукцию, оказались в сильной зависимости от положения предприятий - потребителей своей продукции, от объемов их производства и ценовой политики. Реализация продукции по бартеру лишает предприятия денежных средств на развитие, бартер тормозит инновации. Поэтому нововведения на таких предприятиях связаны с освоением производства новой продукции, которая является конечной и может быть реализована за деньги. В качестве такой продукции выбирается оборудование либо производившееся ранее в Казахстане, либо производившееся в недостаточном количестве и пользующееся платежеспособным спросом.
Теория монополий и проблема рыночной власти
В
индустриально развитых странах Запада в результате действия многообразных,
часто противоречивых тенденций развития производительных сил складывается
разнообразная структура рыночных отношений, а также форм и методов конкуренции
и регулировани ...
Статистика предприятия
Большое
значение в управлении и планировании народного хозяйства имеет взаимосвязанный
анализ статистических показателей.
Полученные
в результате анализа данные позволяют сделать выводы о работе промышленного
предприятия, вскрыть имеющиеся ...