В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% доходов федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений.
Вместе с тем в отраслях ТЭК и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности сохраняются механизмы и условия хозяйствования не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.
В настоящее время Россия инвестирует около 4-5% ВВП в свою энергетику (не считая вложений отечественных энергетических компаний за рубежом). При норме накопления 17% ВВП (2000-2006 гг. и с 2009 г.) на капиталовложения во все другие отрасли оставалось (даже на пике подъема в 2007-2008 гг. - 21-22%) порядка 13-17% ВВП. При этом в период подъема 2000-х годов Россия экспортировала по 10% ВВП сбережений ежегодно. Отметим, что большинство стран на этапе резкого ускорения темпов экономического роста и модернизации имели норму накопления 27-30% ВВП. Наша страна пытается развивать экономику, направляя в энергетику значительно больше капиталовложений, чем другие страны. Возникает проблема формирования такой модели развития, которая, с одной стороны, имела бы инновационную направленность, а с другой - учитывала бы особенности развития энергетики.
Современное развитие международных отношений происходит, с одной стороны, в условиях протекания глобализационных процессов в энергетической сфере, а с другой - обострения борьбы за невозобновляющие энергетические ресурсы. В настоящее время мировое сообщество входит в «пространство» энергетических конфликтов, которое характеризуется недостатком энергетических ресурсов. Поэтому наиболее экономически развитые государства будут искать выход из сложившейся ситуации с помощью обеспечения гарантированного доступа к ресурсам, сосредоточенным на территории других стран. Внимание к странам и регионам, обладающим перспективными запасами нефти и особенно газа, резко возрастает. Это, прежде всего Россия, а также страны Каспийского региона, Персидского залива, Африки и Центральной Азии.
Исходя из этого, роль в энергетической сфере России как страны, на территории которой находятся крупнейшие запасы углеводородов, резко возрастает. Одновременно с этим России предстоит столкнуться с резким ростом политического давления и желанием других стран получить контроль над ее нефтегазовыми районами.
Борьба за энергоресурсы может привести к энергетическому конфликту, который повышает риск вооруженного противостояния между государствами. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию необходимости обеспечения энергетической стабильности, которая является основой международной энергетической безопасности.
В начале XXI в. сложилось несоответствие между существующей системой энергетической безопасности мирового сообщества и реалиями современной обстановки, которая, в частности, характеризуется изменением политической карты мира, контура мировой экономики и нарушением стратегической стабильности за счет обострения борьбы за энергоресурсы. Исходя из этого перед мировым сообществом, возникла сложная задача: поиска новых путей обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности в условиях глобализации, быстроменяющейся геополитической обстановки и становления многополярного мира.
Под влиянием мировых процессов (глобализация, борьба за энергоресурсы, неравномерное развитие государств, формирование миропорядка XXI в.), а также геополитической борьбы возникло новое социально-политическое явление «энергетический мир» (ЭМ). ЭМ представляет собой социально-политическую систему, состоящую из государств и негосударственных формирований (энергетических субъектов), связанных друг с другом энергетическими зависимостями (отношениями) и влияющих на организацию и протекание энергетических процессов на национальном, региональном и международном уровнях, а также на обеспечение международной энергетической безопасности.
Субъекты ЭМ охвачены энергетическими отношениями, которые можно разделить на несколько условных уровней. Первый уровень: двухсторонние энергетические зависимости (отношения) между государствами. Второй уровень: национальные энергетические политики государств. Третий уровень: коалиционные энергетические политики (стратегии) государств. Четвертый уровень: региональная энергетическая политика государств. Пятый уровень: международная (мировая) энергетическая политика государств.
Сущность воспроизводства общественного капитала
В экономической науке видное место занимает теория капитала.
Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто
производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое
место, как правило, выносится непосре ...
Технология осуществления ценовой политики организации
Ценовая
политика предприятия заключается в определении и поддержании оптимальных уровней,
структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента предприятия и
конкретного рынка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью
...