В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% доходов федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений.
Вместе с тем в отраслях ТЭК и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности сохраняются механизмы и условия хозяйствования не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.
В настоящее время Россия инвестирует около 4-5% ВВП в свою энергетику (не считая вложений отечественных энергетических компаний за рубежом). При норме накопления 17% ВВП (2000-2006 гг. и с 2009 г.) на капиталовложения во все другие отрасли оставалось (даже на пике подъема в 2007-2008 гг. - 21-22%) порядка 13-17% ВВП. При этом в период подъема 2000-х годов Россия экспортировала по 10% ВВП сбережений ежегодно. Отметим, что большинство стран на этапе резкого ускорения темпов экономического роста и модернизации имели норму накопления 27-30% ВВП. Наша страна пытается развивать экономику, направляя в энергетику значительно больше капиталовложений, чем другие страны. Возникает проблема формирования такой модели развития, которая, с одной стороны, имела бы инновационную направленность, а с другой - учитывала бы особенности развития энергетики.
Современное развитие международных отношений происходит, с одной стороны, в условиях протекания глобализационных процессов в энергетической сфере, а с другой - обострения борьбы за невозобновляющие энергетические ресурсы. В настоящее время мировое сообщество входит в «пространство» энергетических конфликтов, которое характеризуется недостатком энергетических ресурсов. Поэтому наиболее экономически развитые государства будут искать выход из сложившейся ситуации с помощью обеспечения гарантированного доступа к ресурсам, сосредоточенным на территории других стран. Внимание к странам и регионам, обладающим перспективными запасами нефти и особенно газа, резко возрастает. Это, прежде всего Россия, а также страны Каспийского региона, Персидского залива, Африки и Центральной Азии.
Исходя из этого, роль в энергетической сфере России как страны, на территории которой находятся крупнейшие запасы углеводородов, резко возрастает. Одновременно с этим России предстоит столкнуться с резким ростом политического давления и желанием других стран получить контроль над ее нефтегазовыми районами.
Борьба за энергоресурсы может привести к энергетическому конфликту, который повышает риск вооруженного противостояния между государствами. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию необходимости обеспечения энергетической стабильности, которая является основой международной энергетической безопасности.
В начале XXI в. сложилось несоответствие между существующей системой энергетической безопасности мирового сообщества и реалиями современной обстановки, которая, в частности, характеризуется изменением политической карты мира, контура мировой экономики и нарушением стратегической стабильности за счет обострения борьбы за энергоресурсы. Исходя из этого перед мировым сообществом, возникла сложная задача: поиска новых путей обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности в условиях глобализации, быстроменяющейся геополитической обстановки и становления многополярного мира.
Под влиянием мировых процессов (глобализация, борьба за энергоресурсы, неравномерное развитие государств, формирование миропорядка XXI в.), а также геополитической борьбы возникло новое социально-политическое явление «энергетический мир» (ЭМ). ЭМ представляет собой социально-политическую систему, состоящую из государств и негосударственных формирований (энергетических субъектов), связанных друг с другом энергетическими зависимостями (отношениями) и влияющих на организацию и протекание энергетических процессов на национальном, региональном и международном уровнях, а также на обеспечение международной энергетической безопасности.
Субъекты ЭМ охвачены энергетическими отношениями, которые можно разделить на несколько условных уровней. Первый уровень: двухсторонние энергетические зависимости (отношения) между государствами. Второй уровень: национальные энергетические политики государств. Третий уровень: коалиционные энергетические политики (стратегии) государств. Четвертый уровень: региональная энергетическая политика государств. Пятый уровень: международная (мировая) энергетическая политика государств.
Теоретико-экономические основы мотивации труда
В условиях перехода России к системе рыночного хозяйствования
в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны
существенно меняется и политика в области оплаты труда.
Вопросы труда и его оплаты были и будут актуальны п ...
Эффективность хранения яблок в холодильных камерах
Возрастающий
спрос на свежие продукты, с полностью сохраненными питательными веществами и
витаминами, без каких-либо химических добавок, предъявляет очень высокие
требования к их хранению.
Технология
искусственного холода находит широкое пра ...