ноября 2009 г. распоряжением председателя правительства РФ была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Она содержит важные направления развития ТЭК с точки зрения повышения эффективности его функционирования. Вместе с тем последствия экономического кризиса, переход на возобновляемые источники энергии, ожидаемые прорывы в технологиях в ближайшие десятилетия потребуют большей гибкости от российских компаний, усиления внимания государства к институциональным условиям их функционирования. Острая фаза глобального кризиса 2008-2009 гг. сменяется периодом сложной адаптации мирового бизнеса и стран к новым условиям. Неопределенность и турбулентность на рынках сохранятся еще в течение нескольких лет (так было и после кризиса и первого нефтяного шока 1973-1975 гг.).
Сложившаяся в нашей стране модель интеграции нефтегазового сектора в национальную экономику не позволяет ему выйти на новый уровень эффективности и связей с другими отраслями. Эта модель сформировалась еще в эпоху централизованного планирования, но и сейчас схема взаимодействия и вся система связей остались, по сути, прежними. Все основные связи идут по линии «крупные корпорации - органы управления исполнительной власти федерального уровня».
Сегодня нефтегазовый сектор выступает «донором» государственного бюджета: изъятию подлежат не только доходы рентного характера, но и (частично) амортизационные отчисления (не говоря уже о части полученной прибыли). Нехватка финансовых средств, в первую очередь на поддержание ранее созданных мощностей, а также для развития новых, вынужденно компенсируется через заемное (прежде всего внешнее) финансирование под гарантии будущей добычи высоколиквидных энергоресурсов. Прибыль, которая остается в распоряжении компаний, в 2000-е годы в первоочередном порядке направлялась на различные корпоративные нужды (частично на выплату дивидендов) и лишь в незначительной степени - на финансирование программ модернизации и развития. Выплата больших дивидендов рациональна только в случае широкого использования возможностей фондового рынка с целью привлечь финансовые средства для осуществления инвестиций. В нефтегазовом секторе России фондовый рынок не играет значительной роли с точки зрения привлечения финансовых ресурсов для реализации новых проектов или модернизации действующих комплексов. Поэтому выплата больших дивидендов - не что иное, как доход «квазирентного» характера собственников блокирующих пакетов акций.
Сначала такую схему применила компания «Сибнефть», потом ЮКОС, в меньшей степени - «ЛУКойл». Как следствие, за истекшие два десятилетия ухудшились все показатели, характеризующие состояние основных активов в нефтегазовом секторе. Есть определенные исключения из правил: это «Сургутнефтегаз» и проекты, реализуемые на принципах соглашений о разделе продукции (СРП).
Результирующий показатель состояния основного актива нефтяной отрасли - коэффициент нефтеотдачи - снизился с докризисного уровня 44% до критически низкой отметки 31%. В мире данный показатель неуклонно растет и его усредненная величина приближается к 36%. Особенно впечатляющих успехов достигли старые и зрелые (с точки зрения состояния ресурсной базы) нефтедобывающие страны, прежде всего США и Норвегия, где данный показатель уже приближается к 50%. Это означает, что ресурсная база добычи нефти также увеличивается. В числе основных причин подобной тенденции можно отметить повышение наукоемкости нефтедобывающей промышленности. Развиваются не только прикладные исследования, но и фундаментальные, в том числе за счет государственной поддержки. Одновременно повышается степень адекватности ресурсного режима - как норм и правил, регулирующих процессы добычи углеводородов, так и организационной структуры нефтедобывающего сектора.
В этих странах нефтегазовый сектор интегрирован в национальную экономику через разветвленную систему горизонтальных связей. Она охватывает: поставки оборудования, привлечение кадров специалистов, поиск новых научно-технических решений и подходов к преодолению возникающих проблем, использование добытых углеводородов и регулирование деятельности компаний для совмещения национальных (не только фискальных) и корпоративных интересов.
Для инерционной модели включения нефтегазового сектора в российскую экономику характерны его недоинвестирование, острые проблемы обновления основных фондов и создания новых производственных мощностей. В сложившейся ситуации с инвестициями в ТЭК государство должно принять меры по поддержке формирования и целевого использования инвестиционных ресурсов. По оценкам нефтяных компаний, у них не остается средств для реализации новых проектов (при том уровне издержек и той структуре распределения прибыли, которые у них складываются в рамках существующей институциональной системы). Из-за большой фискальной нагрузки разработка до 36% разведанных запасов и до 93% новых месторождений оказывается нерентабельной. В результате неясны среднесрочные перспективы поставщиков оборудования в российской промышленности, поскольку инвестиционные процессы нефтегазовых компаний должны быть включены в систему связей сектора с остальной экономикой. В такой ситуации в случае инициирования новых крупных проектов или введения льгот опять придется приобретать оборудование на внешнем рынке.
Технология осуществления ценовой политики организации
Ценовая
политика предприятия заключается в определении и поддержании оптимальных уровней,
структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента предприятия и
конкретного рынка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью
...
Анализ стоимости участков земли, приносящих доход
Как правило, когда заходит речь об оценке земли, требуется определить
либо рыночную стоимость земельного участка, либо рыночную стоимость права
аренды земельного участка. Очевидно, что оценка объекта недвижимости, такого
как земельный участок, в ...