Необходим комплекс мер стимулирующего характера по привлечению частных инвестиций в сферу воспроизводства ресурсной базы и освоения недр. По мере ухудшения экономической ситуации и условий освоения недр в большинстве стран институциональный режим недропользования становится более либеральным. В России же доступ к недрам усложняется и все больше бюрократизируется. Упомянем лишь введение в практику понятия «стратегическое месторождение» (в итоге около 70% ресурсной базы добычи нефти оказалось отнесено к данной категории), а также лицензирование доступа к недрам на основе программ. Такие меры создают серьезные барьеры для малых и средних независимых и инновационных компаний и усугубляют действие отмеченных выше негативных факторов.
При определении доли российского участия в реализации того или иного проекта правительственные чиновники ориентируются на происхождение не конкретных технических решений (представленных технологиями и оборудованием), а компании-поставщика. В результате она, как правило, имеет отечественные корни (точнее, регистрацию), а оборудование (особенно его научно-техническая составляющая, определяющая качественные характеристики технологического процесса) поставляется из-за рубежа.
С точки зрения создания системы горизонтальных связей очень важно сформировать эффективный специализированный сервисный сектор. Объем услуг и работ, выполняемых сервисными компаниями, превышает 15 млрд долл. в год. В то же время инновационные компании (имеющие уникальный опыт и технологии) не могут попасть на рынки соответствующих видов работ из-за исторического закрепления последних за сервисными подразделениями крупных вертикально интегрированных компаний (около 60% рынка сервисных работ в нефтяной отрасли страны).
Чтобы укрепить связи ТЭК с остальной экономикой и повысить эффективность освоения и использования природных ресурсов, необходимы целенаправленные усилия по формированию соответствующей системы государственного регулирования. Сделать этот сектор более эффективным за счет действия только рыночных механизмов невозможно, если не устранить имеющиеся многочисленные барьеры и препятствия. Время простых решений - например, приватизация или (затем) возврат активов в руки компаний с государственным участием, - прошло. Не следует забывать и о роли ТЭК в модернизации отечественной экономики, и о сложной игре на мировых рынках при активном участии политиков других стран. Российская энергетика должна быть готова и к жесткой конкуренции при замедлении спроса на энергоносители, и к росту спроса в случае мирового экономического подъема без адекватного повышения энергоэффективности. Если основываться на ориентирах Энергетической стратегии России до 2020 г., то удельный расход условного топлива на производство электроэнергии в 2020 г. должен составить порядка 280 г у.т./кВт. ч, соответственно удельный расход условного топлива на производство тепла может составить, примерно, 160 кг у.т./Гкал. При этом в 2005 г. из 397 млрд. м3 природного газа, использованного внутри страны было потреблено на производство электроэнергии и тепла 243 млрд. м3 или 61 %, остальные 39 % были использованы населением и в других видах промышленности. Примерно то же долевое отношение сохранялось последние годы. При сохранении этого соотношения к 2020 г. помимо нужд централизованного производства электроэнергии и тепла, внутреннюю потребность страны в газе можно будет оценить примерно в 160 млрд. м3.
Ориентиры долгосрочного развития энергетики страны определены в ЭС-2020. В «Стратегии» доля стран АСЕАН в экспорте нефти из России, составляющая 3%, в 2020 г. возрастет до 30%, газа с 5% до 25%. В энергетической стратегии России до 2020 г. главным вектором развития является восток.
Главной задачей «Энергетической стратегии до 2020 года» является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учётом прогнозируемых результатов её реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
полное и надёжное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
Снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
Повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
Статистический анализ показателей оплаты труда на предприятии
Тема статистического анализа показателей оплаты труда
является актуальной в современных условиях хозяйствования, поскольку уровень
расходов на оплату труда определяет результаты производственно-хозяйственной
деятельности организации.
Целью д ...
Анализ основных фондов
Актуальность
выбранной темы состоит в том, что производственно-хозяйственная деятельность
организаций обеспечивается не только за счет использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и
ма ...