В зависимости от того, какая из классификаций положена в основу расчета, различают следующие виды структур основных средств (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Виды структуры основных средств
Виды структуры основных средств |
Классификация, используемая для расчета структуры |
Видовая |
По натурально-вещественному признаку |
Технологическая |
По степени воздействия на предмет труда |
Возрастная |
По возрастному составу |
Отраслевая |
По отраслевому признаку |
Видовая (производственная) структура получила широкое распространение, поскольку позволяет изучать изменения в движении всех групп основных средств, которыми располагает организация. Это соотношение различных групп основных средств в их общей среднегодовой стоимости.
Важнейшим показателем здесь является доля активной части. Она зависит от следующих факторов: характера выпускаемой продукции, масштабов производства однородной продукции, применяемого оборудования, концентрации, специализации и кооперации производства.
Технологическая структура характеризует распределение основных средств по структурным подразделениям организации в процентном выражении от их общей стоимости, а также долю отдельных видов станков в общем количестве машинного парка, имеющегося в организации.
Возрастная структура используется в качестве одной из основных характеристик производственного потенциала и экономической безопасности организации. Она характеризует распределение машин и оборудования (станков) по возрастным группам (до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет). Средний возраст оборудования рассчитывается как средневзвешенная величина. Такой расчет может быть проведен как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям и группам машин и оборудования.
Отраслевая структура основных средств является важнейшим показателем при оценке потенциала экономического развития регионов и страны.
На структуру основных средств влияют такие факторы, как специализация и концентрация производства, особенности производственного процесса, уровень механизации и автоматизации, географическое размещение организации, стоимость строительства и др.
Структура основных средств является величиной динамической или изменяющейся, Это значит, что через определенный промежуток времени структура основных средств изменяется, поскольку в организации имеют место процессы движения основных средств: ввод новых их элементов или выбытие по тем или иным причинам.
Структура основных производственных средств для организаций различных отраслей промышленности существенно отличается. Это обусловлено технико-экономическими особенностями данных отраслей. Даже организации внутри одной и той же отрасли промышленности, как правило, имеют неодинаковую структуру основных средств.
В ходе производственного процесса здания, машины и другие основные средства постепенно теряют часть своих полезных свойств, иначе говоря происходит их износ.
Износ - это постепенная утрата основными средствами своей потребительной стоимости. Следует различать моральный и физический износ (рисунок 1.1).
Физический износ - это утрата основными средствами своей потребительской стоимости в результате снашивания деталей, воздействия естественных природных факторов и агрессивных сред. Физический износ может быть двух видов: продуктивный и непродуктивный.
Продуктивный физический износ - потеря стоимости в процессе эксплуатации, непродуктивный износ характерен для основных средств, находящихся на консервации вследствие естественных процессов старения. Физический износ зависит от многих факторов, в частности: особенностей технологического процесса; качества обслуживания основных средств; квалификации рабочих и их отношения к основным средствам в процессе использования, интенсивности и условий их использования.
Актуальность концепции устойчивого развития для Российской экономики
Актуальность проблемы устойчивого развития экономики заключается в том,
что в условии ограниченности ресурсов невозможно удовлетворить все возрастающие
потребности человечества, что в дальнейшем может привести к неустойчивому состоянию
не только ...
Анализ производственной деятельности ООО Лесва во внутригородских перевозках в городе Санкт-Петербурге
перевозка внутригородской маршрут подвижной
Переход к рыночной экономике требует от транспортных
предприятий повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности
продукции и услуг, на основе внедрения достижений научно-технического прогресс ...