Анализ факторов выпуска и реализации продукции создает предпосылки для поиска резервов. Факторами роста реализации продукции могут выступать рост объема производства, снижение цен при сохранении и (или) улучшении качества продукции, улучшение соотношения «цена-качество», проведение рекламной кампании, разработка и продвижение новых видов продукции и другие мероприятия.
Белорусские авторы предлагают проведение анализа факторов производства и реализации продукции на основе факторной схемы, представленной на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Факторная система объема реализации и объема производства
Анализ факторов объема производства и реализации продукции проводится по трем направлениям, представленным на схеме и отражающим влияние трудовых, материальных ресурсов и основных средств. [19, с. 53]
Факторные системы объема производства в зависимости от обеспеченности и интенсивности использования ресурсов могут быть представлены в следующем виде
1. ВП = Ч х W;
ВП = Ч х tд х tч х Wч;
РП = Дрп х Ч х W;
РП = Дрп х Ч х tд х tч х Wч;
где: Ч - среднесписочная численность работников;
W - средняя за период выработка одного работника;
Дрп - доля реализованной продукции в общем объеме производства продукции;
tд - среднее число дней, отработанных одним работником;
tч - средняя продолжительность рабочего дня;
Wч - среднечасовая выработка на одного работника.
2. ВП = Ф х ФО;
РП = Дрп х Ф х ФО;
где: Ф - среднегодовая стоимость основных средств;
ФО - фондоотдача основных средств.
3. ВП = МЗ х МО;
РП = Дрп х МЗ х МО;
где: МЗ - стоимость потребленных материальных ресурсов;
МО - материалоотдача.
Расчет влияния факторов в представленных выше факторных моделях производится с помощью приемов детерминированного факторного анализа (абсолютных разниц, приема цепных подстановок и т.п.). [19, c. 53]
Рассмотрим анализ факторов производства и реализации в зависимости от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования на примере предприятия ОАО «Вилейский комбикормовый завод».
Таблица 3.1 - Анализ факторов производства и реализации на ОАО «Вилейский комбикормовый завод» за 2010 и 2011 года
Показатели |
2010 |
2011 |
Изменение |
1. Объем производства продукции (комбикормовая продукция), млн. руб. |
26 179, 6 |
54 639,8 |
+28460,2 |
2. Объем реализации продукции, млн. руб. |
26 170,4 |
53 866,5 |
+27696,1 |
3. Доля реализации продукции, в долях единицы (стр. 2 / стр.1) |
0, 9996 |
0,9858 |
-0,0138 |
4. Численность рабочих, чел. |
200 |
193 |
-7 |
5. Среднегодовая выработка в среднем на одного работника, млн. руб. / чел. |
130,898 |
283,1 |
+152,202 |
6. Среднее количество дней, отработанных одним рабочим |
210 |
220 |
+10 |
7. Средняя продолжительность рабочего дня, час. |
7,8 |
8,0 |
+0,2 |
8. Среднечасовая выработка, млн. руб. / чел. час. (стр. 5 / (стр.6 х стр.7)) |
0,0799 |
0,1609 |
0,081 |
Источник: собственная разработка на основании объемов отгруженной продукции за 2010 и 2011 года и анализа хозяйственно-финансовой деятельности по ОАО «Вилейский комбикормовый завод» (Приложение Б и приложение В соответственно)
. Проведем факторный анализ объема производства на основе следующей модели:
Статистика предприятия
В соответствии с заданием номер шифра - 1323. Исходные данные
представлены в табл. 1.
Таблица 1
Цех 1
Цех 2
Цех 3
Цех 4
№
Воз-раст
Экспл. расходы,
...
Статистический анализ точности и стабильности технологического процесса производства хлеба
Статистические
методы управления качеством продукции обладают в сравнении со сплошным
контролем продукции таким важным преимуществом, как возможность обнаружения
отклонения от технологического процесса не тогда, когда вся партия деталей
изготов ...