. Рассмотрим влияние на объём продаж стоимости материалов в себестоимости продаж. Объём продаж и стоимость материалов (материальных затрат - МЗ) можно связать между собой коэффициентом материалоотдачи (Кмо), который определяется как отношение объёма продаж к стоимости МЗ.
Таблица 2 - Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№ п/п |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение (+; - ) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб. |
6 240 000 |
7 238 399 |
998 399 |
2 |
Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. |
3 566 212 |
4 211 690 |
645 478 |
3 |
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (рассчитать), (Кмо) |
1,750 |
1,719 |
-0,031 |
4 |
Влияния на объем продаж (V) следующих факторов: |
Х |
Х |
Х |
изменения стоимости израсходованных материалов, (∆МЗ), тыс. руб. |
Х |
Х |
1 129 429 | |
изменения материалоотдачи продаж, (∆Кмо), тыс. руб. |
Х |
Х |
-131 030 |
Основываясь на данном положении, исходная модель для анализа представляет собой простейшее уравнение [1, с.152]:
. (3)
Отсюда методом абсолютных разниц определим степень влияния обоих факторов:
Рост выручки охарактеризовался положительным влиянием роста стоимости МЗ и отрицательным - снижения коэффициента материалоотдачи. Это произошло из-за превышения темпа роста стоимости МЗ над темпом роста выручки. Если темп роста выручки составляет 7 238 399/6 240 000 = 116%, то темп роста стоимости МЗ равен 118% (4 211,7/3 566,2). Отсюда виден резерв - либо увеличения выручки на 131 030 тыс. руб., либо снижения стоимости МЗ на ту же сумму. В самом деле, если на эту сумму увеличить выручку или снизить стоимость МЗ, то коэффициент материалоотдачи в прошедшем и отчётном году будет неизменным, т.е. темпы роста выручки и себестоимости будут совпадать. Практически это означает, что при неизменном коэффициенте МО предприятие либо получило бы ту же выручку, но при меньших затратах, либо при тех же затратах увеличила бы объём продаж. В идеале темп роста выручки должен опережать темп роста стоимости МЗ, и тогда факторы оказывали бы только положительное влияние. Выше приведённые вычисления есть повод для подробного анализа руководством предприятия, чем было вызвано повышение стоимости МЗ в себестоимости продукции - нерациональным использованием МЗ, или повышением закупочных цен.
. Использование основных средств на предприятии тесно связано с показателем фондоотдачи, который в классическом виде есть отношение выручки к стоимости основных средств:
(4)
Т.е. фондоотдача показывает: сколько выручки, приходится на один рубль основных средств [1, с.170].
Сравнение территориально-отраслевой структуры хозяйства Москвы и Санкт-Петербурга
Общественная и экономическая деятельность нуждается в
территориальной организованности, что обеспечивается функциональными связями
между поселениями разного ранга, типа и территориального влияния. Характер этих
связей говорит о функциях и роли р ...
Анализ коммерческой деятельности предприятия торговли
Коммерческая
деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли - продажи, что
способствует развитию товарно-денежных отношений во всех звеньях сложного
экономического комплекса страны. Эта деятельность представляет собой один и ...