Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
Кд.п. = (Оппл - Опн) / ОПпл |
(1.1) |
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
При анализе товарной продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции [22, с. 101].
) Методика анализа ассортимента и структуры продукции.
Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:
. полный;
. групповой;
. внутригрупповой.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
· определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
· изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
Внутренние причины:
· недостатки в организации производства;
· плохое техническое состояние оборудования;
· простои;
· аварии;
· недостаток средств;
· недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Внешние причины:
· конъюнктура рынка;
· изменение спроса на отдельные виды продукции;
· состояние материально-технического обеспечения;
· несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
· объем выпуска в стоимостной оценке;
· материалоемкость;
· себестоимость товарной продукции;
· прибыль;
· рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Анализ безубыточности производства. Экономическая модель безубыточности
Работа
предприятий в условиях рыночной экономики требует от них эффективного ведения
финансово-хозяйственной деятельности. Неотъемлемой частью управления
предприятием является система управленческого учета. Эта система представляет
собой компле ...
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО Рубин
Анализ - весьма емкое понятие, лежащее в основе
всей практической и научной деятельности человека. Экономический анализ
предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на
микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъекто ...