ЭЗ - экономические законы;
ЗНА - законодательные и нормативные акты;
СЭН - социально-этические нормы;
ЦХР - циклический характер развития;
НТП - научно- технический прогресс.
Рисунок 6 - Факторная модель формирования механизмов коммерческой деятельности
Структура механизма коммерческой деятельности.
Сейчас, вероятно, невозможно определить, кому принадлежит первенство перенесения понятия «механизм» из области механики в экономическую среду. Может быть, читателю это удастся сделать. Мы же попытаемся ответить на вопрос: насколько правомерно использование данной категории из теории машин в науке о коммерческой деятельности - коммерциологии.
Истории известно множество примеров употребления открытых законов, категорий, инструментов, выводов одних наук другими. В итоге новые знания появляются на стыке наук. Так, например, еще в 1628 г. У. Горвеем на основе количественных измерений и применении законов гидравлики в биологии был открыт механизм кровообращения.
Обратимся к политехническому словарю: «Механизм - совокупность подвижно соединенных тел (звеньев), совершающих под воздействием приложенных сил определенные целесообразные движения».
Механизмы могут иметь разные уровни свободы. Механизмы с одной степенью предназначены для жесткой определенности движения всех звеньев, следует задать закон движения одному звену, и только в этом заданном направлении будут перемещаться остальные части. При больших степенях свободы соединения элементов механизма более гибки.
Применимы ли данные определения механизма в коммерческой деятельности? Ответ очевиден. Механизмы весьма широко используются для обеспечения товародвижения: всевозможные транспортные средства, весовое и торговое оборудование, оснащение для хранения, упаковки товаров, кассовые аппараты, электронно-вычислительная техника. То есть речь идет о механизмах, применяющихся при выполнении производственно-технологических функций коммерческой деятельности.
В ракурсе же нашего анализа - отношений, хозяйственных связей в коммерческой деятельности в приведенной дефиниции следует акцентировать внимание на следующих характеристиках механизма. Во-первых, наличие в нем ряда звеньев, во-вторых, подвижное соединение их друг с другом, в-третьих, необходима сила, приводящая их в движение, в-четвертых, последовательность движения элементов механизма.
Если теперь абстрагироваться от механического содержания механизма и его звенья воспринимать не как цилиндры, карбюраторы и тому подобное, а как субъекты коммерции, под связывающими элементами понимать не шестерни, кривошипы, цепи и другое, а, например, коммерческие договоры, оферты, заявки, заказы, различные методы купли-продажи, под силой, приводящей все это в движение - не источники электрической, механической, тепловой и другой энергии, а экономические интересы субъектов, то аналогия вполне уместна. Категория «механизм коммерческой деятельности» вполне вписывается в коммерциологию.
При этом важно видеть его принципиальные характеристики: связи между звеньями более свободны. Им свойственны большее многообразие, гибкость, сложность и высокая динамичность. Они не отличаются большим постоянством, исчезают одни, складываются новые системы взаимоотношений, совершенствуются прежние. Поэтому познание коммерческого механизма нельзя свести к простому и поверхностному созерцанию. Оно предполагает не только выявление элементов механизма, что относительно не трудно и можно осуществить посредством эмпирических методов, но и особенностей их взаимосвязи, функционирования. Последнее возможно только на основе аналитических методов (об этом речь пойдет позднее).
Развивая мысль Анри Кульмана, следует подчеркнуть, что механизм коммерческой деятельности возникает в том случае, если какой-либо экономический интерес приводит в движение исходное отношение, которое влечет за собой другие. Они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к видимым результатам. В этом аспекте содержание механизма коммерческой деятельности характеризуется как определенным образом сконструированная последовательность взаимосвязей, отношений между субъектами рынка
Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
В
конце XX
столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к
рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое
условие развития предпринимательской деятельности.
Главной
особенностью рын ...
Анализ изменения справедливой стоимости компании на примере Yandex N.V.
Определение
справедливой стоимости компании - один из дискуссионных вопросов, проблематика
которого определяется преследуемыми оценщиком целями. Различия в результирующих
показателях весьма значительны в силу использования разных методик. Тем не ...