В КДР-2020 снижение энергоемкости ВВП стало одним из важнейших исходных условий формирования вариантов развития экономики на период до 2020 г. Согласно прогнозам МЭР, 79 - 84% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. будут покрыты за счет повышения энергоэффективности экономики страны, которое должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста и обеспечить к 2020 г. экономию 1000 млн. тонн условного топлива (тут), что больше всего объема потребления энергии в России в 2007 г.
Целевые установки КДР-2020 по повышению энергоэффективности для инновационного сценария можно сформулировать следующим образом: снизить энергоемкость ВВП на 40% и получить экономию энергии свыше 1000 млн. тут. Это очень амбициозные задачи. Добыча нефти в 2007 г.: составила 702 млн. тут, природного газа - 748 млн. угля - 190 млн. производство электроэнергии на АЭС - 60 млн. тут. Эти цифры отражают результаты деятельности мощных отраслей экономики, располагающих огромными финансовыми ресурсами, в том числе бюджетными (например, программа развития АЭС). Запланированный эффект от повышения энергоэффективности должен превысить годовую добычу газа. Достичь этой цели без развития соответствующей отрасли невозможно, а неспособность решать такие задачи обусловит снижение экспорта энергоносителей и замедление темпов экономического роста.
Несмотря на то, что повышение энергоэффективности в России не раз объявлялось приоритетом «Энергетической стратегии», предпоследний раз потенциал повышения энергоэффективности детально оценивался еще во времена СССР - в 1988-1990 гг. С тех пор с этими оценками производились только арифметические манипуляции (была определена доля России в потенциале СССР), и полученный результат практически в неизменном после 1992 г. виде перекочевывал из одного правительственного документа в другой, хотя в отечественной экономике произошли, огромные изменения. Очевидно, настала пора актуализировать «карту» запасов ресурса повышения энергоэффективности на пространствах российской экономики. Кстати, в отличие от запасов нефти и газа ресурс повышения энергоэффективности распределен по территории нашей страны довольно равномерно.
При реализации административной реформы 2004 г. функция повышения энергоэффективности была исключена из списка задач федерального правительства. Даже бывшее Минпромэнерго не отчитывалось по этому показателю. Тем не менее, в 2000-е годы энергоемкость довольно быстро снижалась. Может быть, и в дальнейшем указанная тенденция будет действовать почти автоматически? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, какие факторы обусловили снижение энергоемкости и как они могут проявиться в перспективе.
По оценкам ЦЭНЭФ, в 2002-2007 гг. потребление первичной энергии в России выросло с 866 млн. до 991 млн. тут, а энергоемкость российского ВВП снижалась на 4,2% в год. Однако в ВВП включается компонент «чистые налоги на продукты», который отражает фискальные процессы, а не реальную динамику производственных секторов. Ее лучше фиксирует показатель «итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности» - ВВП в ценах производителей. Энергоемкость этого показателя снижалась чуть медленнее - в среднем на 4,0% в год.
Теоретико-экономические основы мотивации труда
В условиях перехода России к системе рыночного хозяйствования
в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны
существенно меняется и политика в области оплаты труда.
Вопросы труда и его оплаты были и будут актуальны п ...
Анализ взаимосвязей результатов деятельности предприятий
вариация диспепсия корреляция конкордация промышленный
Целью
данной работы является анализ статистической информации о результатах
деятельности 25-ти промышленных предприятий. Для этого необходимо рассчитать
обобщающие показатели: относительные, ...