Рыночная ситуация
Как уже упоминалось выше, на рынке поисковых систем конкурентная ситуация, как правило, выглядит следующим образом: для развитого рынка характерно наличие лидера, занимающего порядка 60% рынка, а также одного, реже нескольких сильнейших конкурентов с долей в 20-30%. Остальные игроки не оказывают существенного влияния на рынок, довольствуясь долями менее чем в 10%. В случае же неразвитого рынка выбор между поисковыми системами отсутствует; соответственно, с долей, достигающей 99%, лидирует один поисковик.
Согласно отчетности, доля Яндекс на российском рынке поисковых запросов по итогам второго квартала 2011 г. составила 64,6%. По данным LiveInternet, к сентябрю доля снизилась до 61,4%. Кроме того, по последним данным, основной конкурент Яндекс - Google - увеличил свою долю на российском рынке до 23,7%. Таким образом, несмотря на то, что на данный момент Яндекс является лидером поиска в пределах рунета, существует риск уменьшения его рыночной доли. Данный риск обусловлен рядом факторов, среди которых и рост популярности на российском рынке браузера Google Chrome, использующего по умолчанию поисковую систему Google. Однако приходящиеся на долю других поисковых систем 14,9% запросов могут пострадать в равной степени от экспансии как Google, так и Яндекс. Соответственно, можно прогнозировать стабильный уровень рыночной доли компании Яндекс на российском рынке поисковых запросов на уровне 60-65%.
В сегменте мобильного интернета лидером по поисковым запросам является Google, чему способствует популярность мобильных устройств под управлением операционной системы Google Android. Так, на долю Google приходится 64,7% поисковых запросов от российских пользователей Android, а на долю Яндекс - всего 33,1%. При этом среди пользователей мобильных устройств доля ОС Google Android, по данным агентства ПРАЙМ, составляет 47,8%. Таким образом, рост доли Android на российском рынке также негативно влияет на поисковые позиции Яндекс.
Новые перспективы расширения доли рынка мобильного интернета открываются для Yandex N.V. после установки системы Яндекс в качестве поиска по умолчанию в смартфонах на платформе Windows Phone, появившихся на российском рынке осенью 2011 г. Возможность открылась благодаря сотрудничеству Yandex N.V. с компаниями Nokia, Samsung, HTC и Microsoft.
Несмотря на стабильный рост рынка мобильного интернета в России, количество его пользователей здесь значительно ниже, чем в Европе, Китае и США. Для России это значение не превышает 7% населения, тогда как в среднем по Европе аналогичный показатель равен 40%, в Китае - 25%, а в США достигает 58%.
Среди основных российских конкурентов по размещению рекламы в интернете Яндекс выделяет Mail.ru. Совмещая в себе самый популярный в России e-mail сервис и ряд других не менее развитых интернет услуг, Mail.ru занимает прочные позиции на российском рынке. С ноября 2010 г. Mail.ru Group торгуется на Лондонской фондовой бирже.
Другими конкурентами на внутреннем рынке являются российские рекламные сети, такие как Begun, являющийся развитой сетью контекстной рекламы от Rambler.
В перспективе возможно появление новой российской национальной поисковой системы, необходимость создания которой была заявлена Президентом РФ.
Поскольку Yandex N.V. наиболее успешно развивается на территории Российской Федерации, деятельность компании сконцентрирована на российском рынке, а на долю других стран по итогам 2010 г. приходится всего 2,3% выручки.
Таблица 8 - Распределение активов и выручки компании Yandex N.V. по странам
млн. долл. |
2010 |
2009 |
2008 |
Дата окончания периода |
31-Дек-2010 |
31-Дек-2009 |
31-Дек-2008 |
Продолжительность периода |
12 месяцев |
12 месяцев |
12 месяцев |
Россия |
97,7% |
98,0% |
98,3% |
Выручка |
400,0 |
282,2 |
246,2 |
Основные средства |
138,3 |
93,3 |
85,2 |
Другие страны |
2.3% |
2.0% |
1.7% |
Выручка |
9,5 |
5,8 |
4,3 |
Основные средства |
6,1 |
2,8 |
2,7 |
Итого |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Выручка |
409,5 |
288,0 |
250,5 |
Основные средства |
144,3 |
96,1 |
88,0 |
Анализ и оценка основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Изучение
явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ
представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части
(элементы) с целью изучения их внутренней сущности.
Однако
анализ не может дать полного п ...
Теория потребительского поведения предельная полезность, кривые безразличия
В
процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться
от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм
в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои
потребности ...